Форма урока - технический обзор.

Тип статьи:
Авторская

А.С. Паклинов, учитель информатики, МАОУ «Экономический лицей»

Конец XX-XXI в. явился временем бурного развития гаджетостроения. Научные лаборатории подстегиваемые государственными (военными) и бизнес-заказами произвели революцию в информатизации. В сознании человека сформировалась привычка каждый день узнавать о появлении новых или обновленных устройств. Новые технологии и созданные на их основе перестали быть диковинкой, существующей в единственном лабораторном экземпляре.

Обыватель перестал боятся неизвестного. Задачей маркетологов стало не приучить потребителя к технической новинке, а поставить её в приоритет относительно многообразия альтернатив. В связи с этим заметную роль в выборе бытового устройства или рабочего инструмента профессионала стали играть отзывы пользователей (ссылка 1), обзоры технических писателей и видеоблогеров (ссылка 2). Широкое распространение получила форма взаимодействия при которой производитель предоставляет свои продукты во временное пользование с целью последующего написания технической статьи или обзора, обзорщик пользуется ими какое-то время, затем выносит свой субъективный вердикт, адаптированный для усредненного потребителя, с переводом с инженерного, на обывательский язык.

Проанализируем деятельность технического обозревателя с точки зрения формирования профориентационных устремлений учащихся старших классов.

Прежде всего это нестандартная и нешаблонная форма работы. Подобная практика позволяет своеобразно и творчески подойти к анализу устройства. Многие блогеры исследуют не только технические характеристики новых устройств, но и их физические свойства, не менее важные при повседневной эксплуатации, например, разного рода стресс-тесты. Понятно, что школьное оборудование должно «выжить» после этих экспериментов, поэтому необходимо запретить разрушающие действия. Но любые другие нестандартные эксперименты разрешены и приветствуются.

Учащийся изучает не только непосредственно сферу применения данного устройства, но и возможности альтернативного использования. Самостоятельно разбираясь с устройством, учащиеся допускают ошибки, которые приводят к пониманию особенностей работы устройства, учат их самостоятельному поиску решения проблемы, взаимодействию с другими участниками исследования. Заинтересованные могут вступить в профессиональное сообщество.

При подготовке обзора учащиеся получают навыки кратко и понятно описывать техническое устройство, обосновывать свою точку зрения, работать в команде, взаимодействовать с другими участниками, знать свою роль и ответственно выполнять свою часть работы.

В контексте такой деятельности возникает новая форма работы — технический обзор. Данная форма очень напоминает классическую проектную деятельность, в том виде, в котором она используется в школах на протяжении многих лет, но есть очень важное отличие — результат, при котором продуктом является субъективная и ориентированная на популяризацию точка зрения автора или авторского коллектива.

Конечным результатом работы учащегося является обзор устройства, который включает:

  • описание внешнего вида устройства;
  • технические характеристики;
  • выявление не декларированных возможностей;
  • опыт использования устройства в разных режимах и условиях, возможно презентация продукта, выполненного с использованием данного устройства;
  • достоинства и недостатки;
  • актуальность, область применения и сложность освоения устройства;
  • субъективный вывод;
  • вопросы производителю.

В зависимости от сложности устройства в рабочей программе выделяется достаточное количество уроков, с учетом возможности реализовать групповой или индивидуальный продукт. Обзор может быть представлен как техническая статья, но значительно интереснее, если позволяют возможности, снять видеообзор, возможно даже в юмористическом формате, но с соблюдением вышеперечисленных требований к составу.

На первый взгляд кажется, что учитель, в этом случае, занимает пассивную позицию наблюдателя, однако это не так. Если пустить на самотёк урок даже в самом заинтересованном и мотивированном классе, то интерес пропадёт сразу после первого эксперимента с устройством и результат будет нулевой. Учитель должен стать тьютором, разделить работу так, чтобы каждый этап подогревал интерес к следующему. Требуется ли непосредственное участие учителя в исследовании? Да, это необходимо. Но только в качестве равного участника, а не лидера. Если класс разделен на подгруппы или команды, то учитель становится участником самой слабой или немотивированной команды.

Если обзоров получается много, то необходимо опубликовать их, например, на сайте школы и провести конкурс. Победителей наградить ценными призами.

При наличии у учителя педагогической фантазии можно применять такую форму урока не только для обзора технических и логических устройств (триггеры разных видов, сумматор, мультиплексор и т.д.), но и для обзора, например, математических и физических законов, в игровой форме: «Древнегреческий математик Пифагор, предоставил нам на обзор теорему, устанавливающую соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. Последователи математика дали ей рабочее название теорема Пифагора...». Далее, по пунктам: описание, характеристики и т.д. Теорема обыгрывается так, как будто это, например, новинка — мобильный телефон.

В заключении хочу привести пример обзора школьного 3D-сканера Sense, выполненного учащимися 9 класса.


Обзор3D-сканераSense 3D system.

Работу выполнили учащиеся МАОУ «Экономический лицей»,

Гельмер Ева, Гимадудинова Ксения, Иванова Софья, Цорн Андрей.

Описание внешнего вида.

Чем-то напоминает приставку, только с отверстием внутри для удержания. Прямоугольный, темно-серого цвета с прозрачными вставками на ручке (НЕ СВЕТЯТСЯ – обидно). За прозрачной панелью имеется две камеры и датчик, так же там есть белый логотип, который по ошибке можно принять за кнопку.

Характеристики.

Габариты сканера 129 x 178 х 330 мм. Как большой степлер. Работает сканер через один кабель USB 3.0, по которому передаются и данные о снятых точках и текстуре и запитывается сканер. Данная функция очень полезна, но, к сожалению, провод короткий и в процессе сканирования необходимо держать ноутбук в руках. Тем не менее, 3D systems предлагает довольно интересное решение данной проблемы – подключать сканер к планшету, если на планшете установлен Windows 10. Вес составляет порядка 700 грамм, что, как утверждает один из обзоров, найденных в Интернете, ничуть не утомляет руку, но на деле это не так. Устройство при сканировании необходимо держать обеими руками и передвигать максимально медленно и плавно, иначе быстро происходит потеря контроля. Сильно мешает толстый провод, идущий от сканера.

Из важных характеристик:

  • Рабочее расстояние сканера от 20 до 160 см. Причем темные и блестящие объекты лучше сканируются на минимальном расстоянии.
  • Сканер снимает 30 кадров в секунду.
  • Минимальная область сканирования: 20 х 20 х 20 см.
  • Максимальная область сканирования 200 х 200 х 200 см.
  • Точность порядка 1 мм. Но чем больше объект, тем, соответственно, погрешность больше.
    Сканер захватывает текстуру с разрешением 1920 х 1080 px.

Поставляется сканер в простой белой коробке, в которой кроме сканера лежит только брошюра с инструкцией по работе.

Личный опыт и наши комментарии.

Мы сканировали различные предметы и людей во всех трех режимах, в том числе не по назначению. Нами было выявлено, что сканер лучше ловит форму предмета в режиме «Лицо», но при этом он определяет и сканирует поверхность, на которой стоит объект. Режим «Предмет» позволяет сканировать объект, лежащий на белой поверхности, не включая её в модель. Режим «Тело» не особо проявил каких-то своих отличительных черт по сравнению с двумя другими режимами.

Для хорошего (относительно) сканирования необходимо двигать сканер/объект предельно медленно, но даже в неподвижном состоянии (сканер был закреплен на штативе) устройство порой теряет контроль, и вся работа идет насмарку, т.к. чаще всего вернуть контроль не удается, хотя попытаться все же стоит, двигая сканер/объект понемногу в разные стороны.

Достоинства и недостатки.

Плюсы:

  • Простота работы, не надо ничего калибровать, настраивать, запустили программу, подсоединили сканер – и вперед! Можно сканировать.
  • Малые размеры – в случае выездного характера работы или необходимости брать с собой сканер это является очень важным плюсом, поскольку его можно положить в любую сумку.

Минусы:

  • Требования к освещению – сканер не имеет какой-либо вспышки для стабилизации освещения, поэтому на текстуре явно заметны яркие области, куда падает, например, свет из окна, или от другого источника света, значит сканировать лучше в комнате с ровным белым светом, подальше от ламп.
  • При съемке объекта, лежащего на столе, дно объекта и стол сливаются с мягким переходом и отделить точно стол от объекта в программе становится довольно сложно.
  • При долгом сканировании очень чувствуется вес устройства, из-за чего начинает дрожать рука, что затрудняет работу.
  • Плохо сканирует черно-белые предметы.

Выводы.

На данный момент минусов больше, чем плюсов, что влияет на работу и требует исправления. По нашему мнению, прибор не актуален из-за его минусов. 3D-моделирование становится все более популярным, и если производитель устранит недостатки, то прибор станет гораздо более востребованным, но более в развлекательных, нежели профессиональных сферах. Мы считаем, что у сканера достаточно хорошие перспективы развития.

Сканер очень капризный и вредный, под него надо подстроиться. Проще установить сканер на штатив и вращать сам объект, хотя людей он вполне и так нормально сканирует. При должной сноровке, огромном терпении и знании тонкостей работы со сканером вполне возможно добиться хороших результатов.

В процессе эксплуатации у нас сложилось мнение, что его возможности пока не оправдывают стоимости.

Предложения по усовершенствованию.

Так как устройство достаточно тяжелое, и держать его навесу неудобно. Было бы удобнее сделать две ручки по бокам вместо одной сзади. Также очень неплохим дополнением стал бы небольшой экран на сканере, дублирующий изображение, выводимое на экран компьютера. Это значительно упростит задачу, так как наблюдать за реакцией программы и сканировать одновременно трудно.