Как научить экономике всех учеников. Часть 1.

Тип статьи:
Авторская

Автор: Колмыкова Наталья Владимировна, учитель экономики МАОУ «Экономический лицей» г. Бердска Новосибирской области

План:

  • Востребованность творческих способностей в экономике. Как нужно развивать творческие способности и мотивацию детей для дальнейшей профессиональной деятельности на повышенном уровне. Интеграция с другими предметами.
  • Формы работы с одаренными детьми, направленные на развитие способностей в предметной области в урочной и внеурочной деятельности. Использование экономических игр и конкурсов в рамках курса по экономике.
  • Количество учебных часов для той или иной программы (описание разного опыта). Что и в каком возрасте лучше изучать (разные подходы). Содержательные акценты.

Востребованность творческих способностей в экономике. Как нужно развивать творческие способности и мотивацию детей для дальнейшей профессиональной деятельности на повышенном уровне. Интеграция с другими предметами.

Если вы работаете в старших классах и к вам пришли школьники, заинтересованные изучать экономику, чтобы поступить в вуз, и намеренные связать с ней свою дальнейшую судьбу, то вам повезло. Школьники, пришедшие в 10-й социально-экономический класс, в большинстве случаев имеют лишь отдаленное понятие об экономике как о науке и «экономических» специальностях. Поэтому основная задача учителя, помимо учебной, еще и формирование мотивации к изучению экономики. В начальной и основной школе эта задача является доминирующей. В формировании мотивации и развитии познавательной деятельности огромную роль играет не только содержание урока, но и форма его проведения. Не используйте только лекции и беседы. Очень важно, чтобы ребенок сам активно участвовал в добывании знаний. Давайте детям возможность участвовать в процессе добывания знаний (сделать выводы, сравнить, подготовить информацию и т.д.).

Современные педагогические технологии позволяют активно использовать разнообразие индивидуальных и групповых форм работы на уроке. Игры, конкурсы, составление и решение кроссвордов, ребусов, сказки и мультфильмы — все это должно и может присутствовать в арсенале учителя экономики. Экономика хорошо интегрируется с различными предметами — математикой, историей, географией, правом, обществознанием, литературой, иностранными языками, поэтому в зависимости от квалификации учителя он может, как самостоятельно проводить интегрированные уроки, так и в паре с коллегами.

Мое первое образование — учитель истории и обществознания, сейчас я преподаю экономику и право, поэтому я стараюсь приводить на уроках исторические аналогии, рассматривать взаимосвязи политических решений и их социальных последствий, правовое регулирование экономических отношений. С учителем математики и физики можно проводить интегрированное занятие по изучению функций, их применению в различных науках.

Примером интеграции с историей может служить задание на закрепление темы «Потребности, ограниченность», мы с коллегами назвали его «Потребности в веках». Данное упражнение можно проводить для школьников 7-9 класса.

Цель: мотивация детей к изучению экономики через исследование способов удовлетворения определенной потребности, ее истории и будущем.

Задачи:

  • Знакомство детей со спектром и разнообразием потребностей людей.
  • Развитие метапредметных умений и навыков.
  • Развитие творческих способностей, фантазии.

Может быть дано как индивидуальное задание, так и командное (в команде должно быть не более 3-х участников). Можно объявить отдельный конкурс и приготовить победителям небольшие призы.

Описание задания: Участнику необходимо проследить за развитием способа удовлетворения потребности в фиксации информации на материальных носителях на протяжении веков, начиная с древних времен. Под способом удовлетворения потребности здесь мы понимаем конкретные изначальные действия людей, а затем предметы, вещи, облегчающие удовлетворение этой же потребности.

Задание: Работа предоставляется на ватмане (можно формат А3) или в виде книги, буклета, презентации. На работе необходимо указать: Фамилию, имя.

Работа должна состоять из трех частей:

  • Введение. Учащиеся определяются с потребностью и описывают важность и значимость удовлетворения этой потребности в жизни человека.
  • Основная часть. Весь процесс развития способа удовлетворения избранной потребности необходимо разбить на ключевые этапы и каждый этап представить в виде изображения (нескольких изображений) с кратким описанием (3-4 предложения).
  • Заключительная часть. На основе проведенной работы и представленных этапов учащемуся необходимо сформулировать предположение (гипотезу) о том, как и с помощью какого предмета, изобретения в будущем люди станут удовлетворять избранную потребность. В этой части работы фантазия, творческий подход активно приветствуется.

Критерии оценки:

  • Соответствие заявленной тематике;
  • Полнота предоставленной информации;
  • Единство стиля оформления;
  • Оригинальность гипотезы;
  • Творческий подход.

Сроки выполнения работы: задание может быть задано как для выполнения в классе, так и для подготовки дома, от этого зависит и качество выполненной работы. Готовую работу необходимо защитить в течение 3-х минут, в течение которых нужно аргументировать свои предложения, допускается театрализованный подход.

Укажите время защиты проектов и пригласите на него родителей и коллег. После защиты проектов подведите итоги, обязательно нужно указать не только недостатки, но и достоинства каждой работы.

Литературные произведения дают учителю простор для творчества, повышают мотивацию учащихся к изучению экономики, делают материал урока более доступным для восприятия детей. При наличии технической возможности можно использовать художественные и мультипликационные фильмы. Одно дело, когда учитель пересказывает текст, другое дело, когда его читают или инсценируют ученики. Проблему выбора, альтернативную стоимость, ограниченность можно проиллюстрировать различными произведениями, как классическими (российскими или зарубежными), так и современными. Например, «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо, «Му-Му» Тургенева и др. На примере рассказа О. Генри «Короли и капуста» можно проиллюстрировать факторы формирования спроса. Для работы в младших классах русские народные сказки являют собой кладезь подобных примеров. Проблема выбора – основная проблема многих героев сказок, которые вынуждены частенько оценивать альтернативы у камня на распутье дорог или ограниченность, которая проявляется в исполнении 3-х желаний (исключение составляет цветик — семицветик). Ученики могут сами найти вам массу литературным примеров, иллюстрирующих экономические концепции, особенно если вы сообщите им, что готовите задания для более младших школьников и вам нужна их помощь. На уроках с малышами мы читали отрывки сказок по ролям, «приглашали» литературных героев или смотрели отрывок из мультфильма и затем обсуждали, о каких экономических понятиях идет речь, какие решения приняли герои, какова цена их выбора и т.д. Прочитайте еще раз сказку или найдите мультфильм «Пузырь, соломинка и лапоть». Данное произведение позволяет объяснить, повторить, понять, проанализировать такие концепции, как выбор, цена выбора (альтернативная стоимость), потребности, ресурсы и их ограниченность, ведение совместного хозяйства и др.

В старших классах можно для иллюстрации взять современные мультфильмы, например, «Алеша Попович и Тугарин — змей» и др.

В каждом уроке должна быть «фишка», которая позволит сконцентрировать внимание аудитории на целях и задачах урока, замотивировать учащихся. Конечно, это требует больших усилий и временных затрат от учителя при подготовке к уроку.

Начните урок с притчи (или новостей, газетных заголовков, памятной даты, высказывания знаменитого человека, поговорки) и обязательно вернитесь с ней в конце урока, чтобы подвести итог и сделать выводы.

Изучение курса экономики в 9-м или 10-м классе я начинаю с того, что раздаю своим ученикам разрезанную фразу «Общество может удовлетворить все потребности одного человека или некоторые потребности всех людей, но общества, которое может удовлетворить все потребности всех людей, — нет и быть не может». После того, как часть учеников соберет фразу, мы пытаемся с ней согласиться или привести контраргументы, а затем приходим к концепциям: «потребности» и их безграничности, «ресурсам» и их ограниченности, через них переходим к определению «экономики».

Формы работы с одаренными детьми, направленные на развитие способностей в предметной области в урочной и внеурочной деятельности. Использование экономических игр и конкурсов в рамках курса по экономике

Интересной формой работы в старших классах является такая форма урока, как «дебаты». Дебаты (в широком понимании) — это аргументированный, цивилизованный спор по определённым правилам, в котором участники представляют различные точки зрения (чаще всего две) с целью убеждения третьей стороны (судей, зрителей дебатов и т.д.). Дебаты как метод ведения спора отличается от просто логической аргументации, которая лишь проверяет вещи на предмет последовательности с точки зрения аксиом, а также от спора о фактах, в котором интересуются только тем, что произошло или не произошло.

Хотя и логическая последовательность, и фактическая точность, как, впрочем, и эмоциональное обращение к публике, являются важными элементами убеждения в дебатах, одна сторона зачастую доминирует над другой посредством представления более качественного содержания и(или) структуры рассмотрения предмета спора в дебатах. То, что в дебатах выигрывает та или иная команда, не означает, что верна позиция, ею отстаиваемая. Ведь эта же команда, волею жребия, могла бы играть и на другой стороне. Победа всецело зависит от мастерства команды: важны именно индивидуальные умения спикеров, коллективная работа группы.

Согласно правилам, команды должны отстаивать свои позиции до конца игры.

Для проведения дебатов нужна предварительная подготовка, которая может проводиться как в урочное, так и внеурочное время, как впрочем, и сами дебаты.

Подготовка для учителя заключается в подготовке:

1. содержания, т.е. темы спора;

2. знакомства школьников с технологией проведения дебатов.

Начнем с первого. Тема дебатов должна звучать утвердительно, т.к. одна команда отстаивает точку зрения «за», а другая «против», и не иметь конкретного решения. Например: «Здоровье не купишь», «У автомобильной промышленности России нет будущего!»

Тема подкрепляется опорной статьей, которая дает пищу для размышления и предваряет собственно дебаты.

Тема дебатов: «У автомобильной промышленности России нет будущего!» Опорная статья: «Российский автопром» (Источник: Электронное периодическое издание «Капитал страны»).

Тема дебатов: «Здоровье не купишь». Опорная статья: «Частная медицина в России переживает бум. Однако зарубежные эксперты настоятельно рекомендуют возвращаться к бесплатной. Почему?» ИЛЬЯ ДАШКОВСКИЙ (Источник: РБК. Декабрь 2012). http://www.sibiriada.org/media/mats/concurs/2017-18/BEI2018.pdf по этой ссылке можно найти другие темы для дебатов.

Если ребята свободно владеют материалом темы, могут аргументировано выносить суждения, приводить примеры из различных источников, то можно разделить учащихся на команды, дать тему дебатов и несколько минут на подготовку и обсуждение, а также жребием определить, какая команда будет выступать «за», а какая «против» заданного высказывания, можно непосредственно на уроке.

Если эта форма работы с классом является для вас новой, то тема дебатов и опорная статья могут быть даны детям для подготовки в течение нескольких дней, заранее можно сформировать команды. А непосредственно перед началом проведения дебатов определить роли: «за» и «против».

Второе. Школьники должны познакомиться с правилами проведения дебатов.

Основные элементы дебатов:

1. Система аргументации. Каждая команда для доказательства своей позиции создает систему аргументации, то есть совокупность аспектов и аргументов в защиту своей точки зрения, представленных в организованной форме. С помощью аргументации команда пытается убедить судью, что ее позиция по поводу темы – наилучшая.

2. Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить судье свидетельства – поддержки (цитаты, факты, статистические данные), доказывающие их позицию.

3. Перекрестные вопросы

Большинство видов (но не все) дебатов предоставляют каждому участнику возможность отвечать на вопросы спикера-оппонента. Раунд вопросов спикера одной команды и ответов спикера другой называется «перекрестными вопросами». Вопросы могут быть использованы как для разъяснения позиции, так и для выявления потенциальных ошибок у противника. Полученная в ходе перекрестных вопросов информация может быть использована в выступлениях следующих спикеров.

Памятка участника обсуждения:

  • Все расположены к участию в дискуссии.
  • Никто не доминирует в беседе, и каждый имеет возможность высказаться.
  • Нельзя критиковать людей, а только их идеи.
  • Критика должна происходить без ярлыков и обидных высказываний.
  • Обсуждение не выходит за рамки выбранной темы и сосредоточено на определении собственной позиции.
  • Должны быть учтены все предложенные мнения и подходы к проблеме.
  • Строить аргументацию необходимо на бесспорных фактах и проверенных источниках.
  • Поддерживается атмосфера дискуссии, необходимая для анализа альтернатив.
  • Мы слушаем и слышим друг друга.

Полезные ссылки для изучения технологии проведения дебатов:

1. http://www.debate-mai.narod.ru/

2. http://debatclub.narod.ru/

3. http://evolkov.net/critic.think/povarnin

Развитию креативного мышления и творческих способностей учащихся, необходимых для исследовательской и проектной деятельности, решения нестандартных олимпиадных задач, способствует такая форма работы, как эссе или сочинение на экономическую тему.

Для развития креативного мышления и формирования навыков оперирования экономическими понятиями, для закрепления изученного материала очень эффективно упражнение «Старая сказка на новый лад». С этим упражнением с одинаковым интересом можно работать как в 6-7, так и в 10-11 классах. Причем как при повторении изученной темы, так и на закрепление изученного материала на уроке, либо как самостоятельное творческое задание или конкурс.

В чем суть этого упражнения? Перед вами русская сказка «Колобок»

Ваша задача переложить сказку на экономический лад, то есть пересказать ее с использованием экономических терминов. В пересказе допускаются логически верные дополнения, которые подразумеваются в тексте сказки, но конкретно не описаны. При этом общий смысл повествования должен сохраниться, и сказка должна остаться узнаваемой.

НАПРИМЕР:

Текст сказки: Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку тянуть. Тянет — потянет. Вытянуть не может. Позвал дед бабку

Пересказ: Жил-был дед, вел он натуральное хозяйство. Посадил дед в огороде, оформленном в его личную собственность, репку, дабы удовлетворить свою физиологическую потребность в еде. Под воздействием свободных благ: дождя, солнечного света и тепла, — выросла репка почти неограниченных размеров. Стал дед слабо ограниченную репку тянуть. Тянет- потянет, а вытянуть ограниченных его возможностей не хватает. Попросил он бабку об услуге…

Оцениваться работа будет по следующим критериям:

  • Точность пересказа текста сказки, то есть соответствие смыслов в оригинале и пересказе сказки.
  • Количество использованных экономических терминов.
  • Общее впечатление: оригинальность, юмор, находчивость, связность экономического пересказа.

КОЛОБОК (полный текст сказки обязателен)

Жили-были старик со старухой. Надумали они как-то испечь колобок. Старик старухе и говорит:

— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.

Старуха так и сделала: по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила тесто, скатала колобок, испекла и положила на окошко стынуть. Скучно стало колобку на окне лежать, он взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку — и дальше по дорожке.

Катится колобок, а навстречу ему заяц:

— Колобок, колобок, я тебя съем!

— Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою: я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, от тебя, зайца, не хитро уйти!

И покатился колобок дальше — только заяц его и видел!

Катится колобок, а навстречу ему волк:

— Колобок, колобок, я тебя съем!

— Не ешь меня, волк, я тебе песенку спою: я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, а от тебя, волк, не трудно уйти!

И покатился колобок дальше!

Катится колобок, а навстречу ему медведь:

— Колобок, колобок, я тебя съем!

— Не съешь, медведь! Я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, я волка ушел и от тебя, медведь, легко уйду!

Медведь только его и видел.

Катится колобок дальше, а навстречу ему хитрая лиса:

— Здравствуй, колобок! Какой ты румяный, хороший!

Колобок обрадовался, что его хвалят, и запел свою песенку. А лиса и говорит:

— Какая славная песня, только стара я стала, плохо слышу, сядь ко мне на нос да спой еще разок.

Прыгнул он лисе на нос и запел: я колобок, по коробу скребен, по…

А лиса его — ам! И съела!

Экономические понятия, которые можно использовать в тексте (эти термины являются подсказкой, но не обязательно их использовать в полном объеме):

  • потребность
  • производственные ресурсы
  • экономическая система
  • натуральное и товарное хозяйство
  • спрос
  • предложение
  • издержки
  • экономические и свободные блага
  • частная собственность
  • ограниченность, редкость
  • проблема выбора
  • цена выбора

Проведение внеклассных мероприятий должно включать не только олимпиады, состоящие из тестов и задач, но и творческие задания, которые в комплексе и позволяют формировать экономическое мышление, понять экономические взаимосвязи и т.д.

Количество учебных часов для той или иной программы (описание разного опыта). Что и в каком возрасте лучше изучать (разные подходы). Содержательные акценты.

Преподавание экономики со 2 класса, как уже говорилось выше, ведется в небольшом количестве школ в нашей стране.

Проблем несколько:

а) отсутствие качественных УМК, сквозных курсов с целями и задачами, взаимосвязанными между собой;

б) Экономика является обязательным предметом, только в 10-11 классе социально экономического профиля в формате 2 часа в неделю, в гуманитарном профиле – 1 час в неделю в 10 классе (общий объем 36 часов). Для преподавания экономики во всех остальных случаях необходимо занять часы школьного компонента, которые нарасхват, как правило, на математику, русский язык, литературу, информатику и др. Остаются факультативы и элективные курсы, судьба которых зависит от размера нормативного финансирования.

в) По указанным выше причинам в школах, за небольшим исключением, не набирается нагрузка для учителя экономики на полную ставку, поэтому он (учитель) либо работает в нескольких школах по совместительству, либо совмещает преподавание нескольких предметов, в основном обществознания, географии, математики.

Основой для формирования учебных курсов в лицее являются «55 экономических концепций», о которых говорилось ранее. Учебные курсы могут быть самостоятельными, учитывать, что в класс придут новые ученики и начнут изучать экономику с «0». Поэтому учебные курсы могут носить пропедевтический характер и вести их могут учителя разных предметов при соответствующей подготовке. В начальной школе (3-4 класс) основу курса можно составить по УМК И.В. Ермаковой и Т.А. Протасевич «Начала экономики», хотя авторы рекомендуют свое пособие для 5-6 класса.

В 7-8 классе в качестве факультатива возможно ведение курса «Экономическая история», либо отдельных курсов: «История денег» и «История предпринимательства».

В 9 классе может быть пропедевтика экономики, за основу можно взять УМК Автономова в объеме 34 уч. часа. Либо возможен курс, направленный на формирование потребительской культуры — «Основы потребительского права» -34 часа, при нагрузке 1 час в неделю, либо 68 часов (2 недельных часа.). У нас есть опыт преподавания в 8-9 классах прикладного курса «Управление личными финансами», авторы К. Кириллов и Д. Обердерфер. (Программу, учебные пособия, обучение преподавателей нам оплатили спонсоры). Этот курс по планированию личного бюджета и в рамках факультатива его могут изучать школьники с 8 по 11 класс.

Учебный план можно варьировать в зависимости от потребностей и способностей учащихся. Преподавание экономики на профильном уровне предполагает 2 часа в неделю в учебном плане, т.е. 72 час в 10 классе и 68 часов – в 11 классе. Самой удачной (при всех недостатках) по моему мнению для преподавания на профильном уровне является программа С.И. Иванова и М.А. Скляр «Основы экономической теории». К ее плюсам можно отнести наличие УМК, который включает учебник в 2-х частях, практикум для учащихся и методическое пособие для учителя.

При наличии возможностей у образовательного учреждения и потребностей у учащихся возможно ведение экономики на профильном уровне в объеме 4-х недельных часов (144 ч. в 10 классе и 136ч. в 11 классе). Этот объем позволяет включить в программу курса концепции, не включенные в программу школьного курса, но необходимые для подготовки учащихся как к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, так и к участию в олимпиадах различного уровня. Такой объем позволяет включить больше практических заданий, задач, исследований и др. форм работы, закрепляющих навыками изученную теорию.

Приложение 1. Для начинающих учителей.

Тест по теме: «Альтернативная стоимость. Факторы производства. С описанием правильного ответа.

В каждом вопросе только один правильный ответ.

1. Проблему ограниченности ресурсов можно решить…

a) если люди будут экономить ресурсы;

б) если все добровольно ограничат свои потребности;

в) в будущем, когда уровень развития науки и техники позволит существенно увеличить количество ресурсов;

г) нет верного ответа.

Правильный ответ «Г». Несмотря на кажущуюся профессионалам простоту, школьники проблему ограниченности ресурсов (возможностей) и бесконечность потребностей подвергают сомнению. Понятие ограниченности ресурса в каждый конкретный момент времени для удовлетворения потребностей человека, семьи, общества можно проиллюстрировать упражнением «Геологическая дилемма» (Л.Б. Азимов. Преподавание курса «Введение в экономику». Пособие для учителя. М. Изд. Вита-Пресс, 2005.) Это упражнение позволяет продемонстрировать исчерпаемость ресурсов и их ограниченность по сравнению с потребностями экономики в конкретный момент времени.

2. Cтaрик Хоттабыч внимательно исследовал свою бороду и обнаружил, что волоски, которые ему приходится вырывать для исполнения своих желаний, тут же отрастают заново. Есть ли у старика Хоттабыча, который не очень любит учиться, необходимость в изучении экономики?

а) Есть, потому что изучение экономики поможет ему получать максимальную прибыль;

б) Нет, так как проблемы ограниченности ресурсов для него не существует;

в) Есть, поскольку знание экономики поможет ему освоить наиболее эффективные способы экономить;

г) Есть, поскольку для него действует закон спроса.

В данном случае можно считать правильный ответ «Б». Когда я разбираю правильный ответ с ребятами и тот факт, что Старик Хоттабыч имеет безграничные возможности мы относим к исключениям. Хотя я обязательно обращаю внимание детей на то, что литературный герой не мог выполнять желания, когда его борода намокала. Об ограниченности «волшебников» свидетельствует и тот факт, что, как правило, они могут выполнить только 3 желания (золотая рыбка, три орешка и др.). Только цветик- семицветик имел 7 лепестков, но больше желаний своего владельца он выполнить не мог. Вспомним Фею, которая дала возможность своей крестнице отправиться на бал (платье, туфли, карета, кони, кучер), но и она могла творить волшебство в ограниченно во времени.

3. Родители предложили сыну выбрать подарок на день рождения: либо магнитофон, либо лыжи, либо джинсовый костюм. Сын выбрал магнитофон, но в случае возникновения затруднений с его покупкой был согласен нa джинсовый костюм, с наименьшим энтузиазмом он отнесся к идее подарить ему лыжи. Альтернативная стоимость его выбора — это…

a) цена джинсового костюма;

б) джинсовый костюм;

в) джинсовый костюм и лыжи;

г) невозможно определить, тaк кaк неизвестны цены предполагаемых покупок.

Альтернативная стоимость нашего решения — лучшая из невыбранных альтернатив, т.е. то от чего мы отказались. В данном тесте по значимости 1. Магнитофон — т.е. – это выбор сына, 2 место по предпочтениям мальчика занял джинсовый костюм, поэтому он является альтернативой или ценой выбора. Правильный ответ Б. Лыжи не представляли интерес для этого ребенка, поэтому они не учитываются при определении альтернативной стоимости.

4. Экономическую теорию более правильно определить кaк нaуку, которая…

a) рaзрaбaтывaет рекомендaции, непосредственно применяемые в хозяйственной прaктике;

б) опиcывaет и изучaет рыночную экономику;

в) изучает различные формы организации бизнеса и предпринимательства;

г) изучaет решения, принимаемые в условиях ограниченных ресурсов для наилучшего удовлетворения потребностей.

Это упрощенное определение. Я знакомлю своих учеников с понятиями экономического анализа и политики, позитивным и нормативным подходом к изучению экономики, но самое главное, на мой взгляд, что должны усвоить школьники- экономика является наукой о выборе. Ограниченность ресурсов по отношению к потребностям в данный момент времени приводит к тому, что как отдельный человек, семья, фирма, так и общество в целом вынуждены выбирать какую удовлетворить потребность и от чего отказаться. Либо совершается компромиссный выбор, как например, наш бюджет не может выделить достаточных средств для образования, медицины, культуры, спорта, поэтому дает всем по чуть-чуть. Поэтому директор школы не может всем купить новые парты и компьютеры, а вынужден купить только то, что важнее и нужнее в данный момент. Правильный ответ Г.

5. Три основных фактора производства — это природные, трудовые, капитальные ресурсы. Кaкaя из ниже перечисленных групп включает все эти три составляющие?

a) сырье, рабочие, деньги;

б) нефть, водители тaкси, облигации;

в) залежи железной руды, учителя, грузовики;

г) фермеры, инвесторы, производители.

В этом тесте необходимо разобрать все ответы. а) в этом ответе есть «деньги», которые не являются ресурсом, ответ неверный. б) в этом ответе облигации- ценные бумаги, которые не являются ресурсом. Некоторые считают деньги и ценные бумаги «финансовым капиталом» и относят к ресурсам. Ресурсом можно считать то, что непосредственно необходимо в процессе производства. Деньги необходимо инвестировать в капитал, т.е. приобрести станки, оборудование, построить предприятия, тогда этот капитал становится ресурсом. в) залежи железной руды- земля или природный ресурс; учителя- фактор труд; грузовики- капитал. г) инвесторы не является фактором производства.

6. Фирма «Рога и копыта» может производить одновременно 20 рогов и 40 копыт. При увеличении объема выпуска копыт на 12 штук она вынуждена сократить объем выпуска рогов на 6 штук. Какова альтернативная стоимость производства одного копыта, выраженная в количестве рогов, если известно, что кривая производственных возможностей имеет линейный вид?

а) 6; в) 2;

б) 0,5; г) 5.

20 рогов, 40 копыт производственные возможности фирмы «Рога и копыта». Чтобы произвести 1 рог, нужно отказаться от 2х копыт, соответственно, чтобы произвести 1 копыто, нужно отказаться от ½ рога. Правильный ответ Б.

7. Альтернативная стоимость строительства новой школы — это…

a) зaтрaты нa нaйм учителей для новой школы;

б) стоимость строительства школы в будущем;

в) изменение годовой ставки налога на новую школу;

г) прочие товары и услуги, от которых отказались ради строительства новой школы.

Как уже говорилось выше, бюджет любого органа власти ограничен. Поэтому, когда депутаты принимают решение о выделении средств на строительство новой школы, то они вынуждены отказывать от финансирования других предприятий, покупки товаров и услуг, менее актуальных, чем новая школа. Правильный ответ Г.

8. Когда людские и материальные ресурсы стрaны используются полностью, увеличение выпуска одного из продуктов возможно, только если…

a) произойдет увеличение производства в частном секторе, a не в государственном;

б) уменьшится производство другого продукта;

в) произойдет общее понижение цен;

г) невозможно.

Этот тест на понимание модели Кривой Производственной Возможности. Если экономика находится в точке А, то чтобы увеличить выпуск инвестиционных товаров, нужно уменьшить выпуск продуктов (точка D), чтобы увеличить выпуск продуктов, нужно уменьшить инвестиционные товары (точка С).

9. Какие из приведенных ниже экономических понятий можно проиллюстрировать при построении кривой производственных возможностей?

а) спрос и предложение;

б) совокупный спрос и совокупное предложение;

в) ограниченность производственных ресурсов, компромиссный выбор, альтернативная стоимость;

г) наилучший способ удовлетворения потребностей при имеющихся производственных возможностях.

Смотри объяснения предыдущего теста.

10. Принципиальная неразрешимость проблемы ограниченности связана с тем, что…

а) часто возникают ситуации, когда имеющихся товаров не хватает на всех потребителей, например, невозможно поровну поделить 7 видеокассет между 10 желающими их получить;

б) большинство природных ресурсов человечества исчерпаемо;

в) рынок не может произвести все необходимые людям товары и услуги;

г) в каждый конкретный момент времени человеческие потребности превышают возможности их удовлетворения за счет доступных ресурсов.

Человек так устроен, что, как только он удовлетворит свое желание, так сразу у него появляется другое. Как правило, у человека столько желаний, что все они выполнить не может в силу того, что ограничен во времени, например, пойти в кино или заниматься на курсах невозможно одновременно. Либо человек ограничен в средствах, поэтому большинство людей вынуждены выбирать: что купить в этом месяце, а что отложить на потом, либо купить одну дорогую вещь или несколько подешевле. Правильный ответ Г.

11. Из предложенных ниже определений понятия «альтернативная стоимость» выберите наилучшее: альтернативная стоимость — это…

а) ценность следующей наилучшей альтернативы, от которой приходится отказываться, когда ограниченные ресурсы используются для выбранной цели;

б) стоимость всех альтернатив, от которых приходится отказываться, когда ограниченные ресурсы используются для выбранной цели;

в) сумма всех затрат фирмы на производство данного товара, выраженная в денежной форме;

г) денежные затраты, которые придется понести, если будет принято данное решение.

Как уже говорилось выше, альтернативная стоимость нашего решения- лучшая из невыбранных альтернатив, т.е. то от чего мы отказались. Для учеников младших классов я не советую использовать понятие альтернатива, а заменить его понятием «цена выбора». Тогда наш выбор, это первая вещь или предмет в ранге, а 2е желание-цена выбора.

12. Проблема выбора стоит…

а) только перед отдельными людьми;

б) только перед фирмами;

в) только перед государственными органами;

г) и перед отдельными людьми, и перед фирмами, и перед государственными органами.

Это следует из понятия ограниченности ресурсов и безграничности потребностей как отдельного человека, так семьи, фирмы, муниципалитета, государства.

13. Российский хоккеист, заключив контракт с НХЛ, купил на свои средства комплект хоккейной формы для детской команды клуба. В такой же ситуации его товарищ по команде потратил деньги на приобретение квартиры в центре Москвы. С экономической точки зрения…

а) оба поступили нерационально;

б) второй поступил рационально, а первый — нет;

в) оба поступили рационально;

г) первый поступил рационально, а второй — нет.

Понятие «рациональное поведение» как осознанное, а соответственно, осознанный выбор — рациональный необходимо объяснить школьникам.

Следовательно, любой выбор, который человек делает осознанно, т.е. оценивая альтернативу, является рациональным.

14. Поговорка «бесплатный сыр бывает только в мышеловке» в экономическом контексте означает, что …

а) ради получения любого блага приходится отказываться от чего-то другого;

б) за всякий сыр, покупаемый в магазине, обязательно надо платить;

в) рациональный человек будет класть в мышеловку только самый дешевый сыр;

г) ни одна из вышеперечисленных интерпретаций не подходит.

Вернемся к понятию альтернативная стоимость или цена выбора. У любого решения есть цена- альтернатива, то от чего отказались. Отказываться всегда нужно от меньшего. Ответ Г

15. Антон собирает марки. В первую субботу каждого месяца он посещает клуб филателистов, где покупает марки на 50 долларов, предварительно снятых со счета в банке. В середине сентября большинство банков повысило процент по депозитам. В результате этого события при прочих равных условиях…

а) альтернативная стоимость решения потратить 50 долларов на марки, принятого Антоном в октябре, окажется выше, чем у аналогичного решения, принятого в сентябре;

б) альтернативная стоимость решения потратить 50 долларов на марки, принятого Антоном в октябре, окажется ниже, чем у аналогичного решения, принятого в сентябре;

в) альтернативная стоимость решения потратить 50 долларов на марки, принятого Антоном в октябре, окажется такой же, как у аналогичного решения, принятого в сентябре;

г) нет верного ответа

Так как Антон хранит деньги в банке, то снимая 50 долларов ежемесячно, он отказывается от процентов по депозиту, которые мог бы получить не снимая деньги. Альтернативой покупке марок становится неполученный процент по депозиту, т.к. депозит вырос, то выросла альтернативная стоимость решения купить марки.

16. Семья Ивановых 85% своего месячного дохода расходует на потребление, а сбережения семьи в месяц составляют 6300 руб. Это значит, что месячный доход семьи Ивановых равен:

а) 25 200 руб.;

б) 42 000 руб.;

в) 53 550 руб.;

г) 94 500 руб.

Задачи на проценты очень часто встречаются в экономических заданиях. но мало времени им уделяется на уроках математики, поэтому такой вопрос не будет лишним. Сбережения составляют 6300- 15%, т.к. 85% тратится на потребление, следовательно, 100%- 42000- доход семьи.

17. Экономические потребности:

а) связаны только с личными потребностями людей;

б) могут быть удовлетворены только с использованием невоспроизводимых ресурсов;

в) всегда имеют материальную форму;

г) могут быть конкретизированы в виде каких-либо товаров и услуг.

Разберитесь почему ответы а-в не являются правильными. Если на каждое утверждение вы ответили нет, то вы рассуждали правильно.

18. Свободным благом, скорее всего можно назвать:

а) бесплатное посещение муниципальной школы;

б) бесплатное посещение концерта симфонической музыки;

в) бесплатный отдых на диком пляже;

г) все эти блага свободные.

Часто дети, как, впрочем, и взрослые считают что свободные блага и бесплатные – это одно и то же. Свободное благо по определению, это благо, созданное природой без участия человека.

19. В каком из ниже перечисленных примеров факторов производства (труд, земля, капитал) допущена грубая ошибка (порядок роли не играет):

а) фотограф, компьютер, месторождение золота;

б) озеро, электростанция, дворник;

в) артист, вагон, лес;

г) поле, облигация, таксист.

См. объяснение теста№5.

20. Маша мечтает попасть в группу олимпийского резерва и 5 раз в неделю платно занимается в плавательном бассейне. Какой из следующих пунктов следует исключить при оценке альтернативной стоимости ее выбора:

а) расходы на оплату бассейна;

б) расходы на ежедневное питание;

в) доходы, которые могла бы получить Маша, если бы вместо тренировок она устроилась на работу тренером в детскую спортивную секцию;

г) ни один из пунктов исключить нельзя.

При оценке альтернативной стоимости принятого решения не учитываются те расходы, которые человек делает независимо от того, чем занимается. Как правило, к таким расходам относятся расходы на питание, услуги парикмахера, маникюрного мастера, коммунальные услуги и др.

21. После окончания школы Вася получил приглашение играть за футбольную команду «Арсенал» с зарплатой 150 тыс. руб. в год. Его друг Андрей предложил ему работу барменом в ночной клуб «Астория» с зарплатой 100 тыс. руб. в год. Вася отказался от всех предложенных вариантов. Он поступил на очное отделение юридического факультета. Плата за обучение — 40 тыс. руб. в год. Однако половину платы за обучение ему компенсирует благотворительный фонд. Денежная оценка альтернативной стоимости его выбора на первый год обучения составит:

а) 40 тыс. руб.;

б) 170 тыс. руб.;

в) 190 тыс. руб.;

г) 290 тыс. руб.

Если бы Вася играл в Арсенале, то получал бы 150 тыс. рублей в год. Зарплату бармена не учитываем, т.к. это худший вариант. Если бы В. выбрал игру в футбольном клубе, то его альтернативой была работа в баре, а в денежном выражении 100 тыс. рублей. Но В. выбрал 3 вариант- учебу, к ому же платно. Поэтому к 150 тыс. от которых он отказался нужно прибавить плату за учебу. В нашем случае В. придется платить только половину стоимости за обучение- 20 тыс. рублей, следовательно, альтернативная стоимость в денежном выражении равна 170 тыс. рублей.